Михалков везет в Венецию 12 разгневанных мужчин
Сегодня открывается старейший кинофестиваль мира, на котором в этом году будет много российского кино
Самим понятием «кинофестиваль» мир обязан старушке Венеции. Ровно 75 лет назад графа Джузеппе Вольпи — министра в фашистском правительстве Муссолини — посетила идея столкнуть в соревновании кинематографии развитых стран, а значит, и сами страны.
6 августа 1932 года на террасе отеля «Эксцельсиор» на острове Лидо, где и сейчас проживают съезжающиеся на фестиваль звезды, был показан фильм Рубена Мамуляна «Доктор Джекилл и мистер Хайд». А первой награды был удостоен советский режиссер Николай Экк за картину «Путевка в жизнь». Итак, Венецианская Мостра (что означает «выставка») родилась под фашистскими знаменами и до сих пор проходит в построенном в эстетике тоталитаризма Палаццо- дель-Чинема.
Прогрессивная общественность всколыхнулась через несколько лет — так в пику Венецианскому появился на свет Каннский фестиваль, которому, однако, не суждено было состояться, как планировалось, в 1939 году по причине второй мировой…
В 75 Мостра ягодка опять
Юбилей Мостры отметят изобилием громких премьер при традиционном скоплении звезд первой величины. Уже объявлено о приезде Квентина Тарантино , который проведет ретроспективу итальянских спагетти-вестернов, Джорджа Клуни , Скарлетт Йохансон , Вуди Аллена , Ричарда Гира , Колина Фарелла, Киры Найтли, Шарлиз Терон , Брэда Питта , Джуда Ло…
Директор Марко Мюллер смело оттеснил во внеконкурсную программу «священных коров» и венецианских завсегдатаев — Такеши Китано , Клода Шаброля, Маноэля де Оливейры, Амоса Гитая . И собрал интригующий конкурс из картин как наиболее актуальных сегодня режиссеров, так и безусловных классиков — Кена Лоуча, Тодда Хейнса, Дзянь Веня, Энга Ли , Такаши Миике , Брайана ДеПальмы, Кеннета Браны, Пола Хаггиса… С ними в поединке за «Золотого льва» снова сойдется Никита Михалков (один «лев» на его полке уже стоит). Жюри, состоящему исключительно из режиссеров (Чжан Имоу , Джейн Кэмпион , Алехандро Гонсалес Иньяриту , Пол Верхувен), предстоит оценить российский ремейк классической судебной драмы «12 разгневанных мужчин». Названной запросто — «12».
Российское кино представлено и в других разделах. В престижной параллельной программе «Дни авторов» состоится международная премьера картины Алексея Балабанова «Груз 200». А режисерский дебют Александра Миндадзе «Отрыв», включенный в «Неделю критики», примет участие в конкурсе первых картин с денежным призом в 100 тысяч долларов.
Александр Миндадзе ушел в «Отрыв»
Дебют известного драматурга претендует на приз «Лев будущего»
58-летний дебютант в режиссуре Миндадзе прославился как автор сценариев к фильмам Вадима Абдрашитова — «Плюмбум», «Слуга», «Парад планет», «Магнитные бури» и многим другим. В них авторы, отталкиваясь от социальной конкретики, тоже частенько уходили в «отрыв» — их бытовые по зачину сюжеты выливались в непрозрачные (по большей части) обобщения и хитро составленные паззлы, которые все меньше хотелось разгадывать.
Мрачноватые социально-абсурдистские опусы Миндадзе и Абдрашитова часто живописали крушения на транспорте. Одна из лучших картин распавшегося дуэта называлась «Остановился поезд» — она с равной убедительностью описывала и конкретный железнодорожный случай, и ситуацию брежневского застоя. Перестроечный «Армавир» уже лишь прикидывался скорбной повестью о судьбах людей, переживших крушение теплохода, которое для авторов являлось, естественно, метафорой распада СССР. Наконец, лента «Отрыв», которую Миндадзе снял сам, отставив за ненадобностью Абдрашитова, вдохновлена конкретным фактом столкновения в воздухе двух самолетов, направленных по неправильной траектории уставшим диспетчером. Ему, в общем, по барабану и авиакатастрофа, и пострадавшие в ней граждане. Миндадзе строит собственную вселенную смыслов, реальность ему не мешает — и только. Вот муж погибшей в авиакатастрофе «челночницы» загадочным образом оказывается в одной сауне с экипажем второго, благополучно приземлившегося самолета. Вот летчики, парящиеся после рейса вместе со своими безотказными стюардессами, отчего-то принимают его в свои нестройные ряды. Вот главный герой «меняется местами» со штурманом и уходит в «отрыв»…
Тема потери как ключа к обретению безграничной свободы существует в картине Миндадзе исключительно в качестве протокола о намерениях. Она лишь пунктирно заявлена сценаристом, но никак не реализована режиссером. Который просто не умеет «овеществить» идею, придать убедительности эфемерной сценарной схеме. Маститый дебютант не справился и с незамысловатыми режиссерскими фигурами, что уж говорить о высшем пилотаже.
НАШИ В ВЕНЕЦИИ
Отечественные кинематографисты трижды удостаивались высших почестей на Венецианском кинофестивале: в 1962 году «Золотого льва» выиграл фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», в 1991-м — «Урга» Никиты Михалкова и, наконец, в 2003-м сразу двух «львов» (за лучший фильм и за дебют) увез с собой Андрей Звягинцев за «Возвращение».
Призы за лучшую мужскую роль в Венеции получали Михаил Ульянов (1982) и Олег Борисов (1990). А Отар Иоселиани трижды (!) удостаивался здесь второго по значению Гран-при жюри — в 1984, 1989 и 1996 годах. В 1986 году эта же награда досталась Сергею Соловьеву за «Чужую Белую и Рябого». Наконец, в 2002 году ее получил Андрей Кончаловский за дурацкий «Дом дураков».
29.08.2007 02:33 | Mail.ru Кино | Ссылка на оригинал: http://news.mail.ru/culture/1414207/ | Просмотров: 172
Читайте также:
|